Блокирование перехода к автоматической индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в Украине сырьевым лобби приводит к блокированию не только модернизации ПАО «Укрзализныця», но и всей экономики. Такое мнение изданию LB.ua высказал исполнительный директор Национального комитета развития промышленности, народный депутат Анатолий Гиршфельд.
По его словам, железной дорогой осуществляются перевозки 2/3 экспортируемого Украиной зерна, а также поставки железной и марганцевой руды, черных металлов, минеральных и строительных материалов, химических и минеральных удобрений. В повышении тарифов на грузоперевозки не заинтересованы, в первую очередь, производители сырьевых товаров и товаров с низкой степенью переработки.
«Их сильное лобби, как в политических, так и общественных кругах, всеми силами старается обеспечить себе сверхприбыли, игнорируя тот факт, что ослабленная экономика воюющей страны не может позволить значительные государственные инвестиции в модернизацию. Износ магистральных тепловозов составляет 99,6%, маневровых - 99,9% при среднем возрасте в 31 год; средний возраст электровозов еще больше – 40,6 года (при нормативных 30 годах), магистральных - 30,7 года (при нормативных 20 годах), маневровых – 35,8 года. Износ грузовых вагонов – более 90%. Это все – результат 27 лет практически бесплатной эксплуатации «сырьевиками» УЗ», - пояснил народный депутат.
В результате, как утверждает А.Гиршфельд, у зарегулированного госпредприятия не хватает собственных ресурсов не то чтобы обеспечить форсированную модернизацию мощностей, но и поддержать их в существующем состоянии. «При этом бизнес, не доплачивая за перевозки УЗ, только за 2018 г. импортировал вагонов на сумму порядка $70 млн. Большинство из них с продленным сроком службы, которые запрещены к эксплуатации в странах колеи 1520. Такие вагоны негативно воздействуют на железнодорожное полотно, однако их собственникам нет дела до последствий, устранять которые обязана будет «Укрзализныця». В Украине отсутствуют защитные меры на ввоз таких вагонов, и страна постепенно превращается в отстойник металлолома. На использование таких вагонов необходимо повышать тарифы или вообще запретить их ввоз», - считает А.Гиршфельд.
По его мнению, введение нового тарифа будет содействовать запуску процесса производства нового подвижного состава в Украине и откроет возможности для финансирования его через механизм лизинга или кредитования и запустит рыночные механизмы экономического роста.
«Для того чтобы снять вопросы бизнеса к формированию тарифов УЗ, необходимо создать экспертную рабочую группу для определения тарифов не только на грузовые, но и на пассажирские перевозки, а также отработать адекватный механизм их индексации в зависимости от структуры тарифа. Национальный комитет имеет позитивный опыт в решении подобных задач УЗ и готов включиться в эту работу», - подытожил нардеп.
Источник: АПК-Информ