Российская “дочка” швейцарской «Сингенты», одного из лидеров в области производства средств защиты растений и семеноводства, в ходе пресс-завтрака 3 июня представила результаты Пятого «Индекса развития сельхозпроизводителей».
Он разработан в партнерстве с Институтом конъюнктуры аграрного рынка (ИКА) и аналитиками компании ifors (Айфорс) и ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения).
Индекс развития сельхозпроизводителей «Сингенты»: верят ли аграрии в светлое будущееПо данным регулярного опроса ста аграриев, коронавирус не стал причиной катастрофического падения уверенности в себе, хотя число компаний, которые планируют рост инвестиций или расширение площадей, в этом году снизилось.«Несмотря на неопределенность, наблюдаемую в отрасли в последнее время, мы в своей практике фиксируем постоянный высокий интерес к новым технологическим решениям, которые позволяют агропроизводителям гарантировать урожайность и повышать эффективность растениеводства в целом.
Стоимость семян и средств защиты безусловно является важным фактором, но определяющими для сельхозпроизводителей в конечном счете становятся эффективность и повышение производительности.
Российские аграрии научились рассчитывать риски и в должной степени оценили выгоды от применения комплексных мер повышения урожайности и качества продукции», – прокомментировал результаты исследования директор компании «Сингента» в России Джонатан Браун.Milknews рассказывает коротко, о чем говорят результаты опроса.
Настроения у аграриев в этом году более консервативны, чем в прошлые периоды, хотя в среднесрочной перспективе их ожидания остаются позитивными. Порядка 57% опрошенных полагают, что пандемия отрицательно скажется на отрасли в целом.
О положительном воздействии заявило лишь 2% опрошенных.
По оценке сотрудников агропромышленных компаний, принявших участие в исследовании, с 2015-го года самым успешным был 2016-й год. 2020-й год был оценен на 3,61 балла из 5, что соответствует характеристике «скорее удачный», а 2018/2019-й ранее получил оценку 3,67. 16% респондентов в сезоне 2019/20-го года расширили свои посевные площади.
Основная часть компаний оставили посевные площади на прежнем уровне (81%, это на 7 п.п. больше, чем в прошлом году). Агропромышленные компании, участвующие в исследовании, в этом сезоне планируют повысить урожайность выращиваемых культур (68%).
За три года исследования этот показатель уменьшился на 21 п.п. (89% – 2017 г.).
ОпросМетоды повышения урожайности.
Наиболее важными методами повышения урожайности, по мнению опрошенных, являются: – удобрения и средства защиты растений (77%); – повышение управляемости производственными процессами в хозяйстве (52%).
С 2018 года значение этого метода увеличилось на 12 п.п.; – специально обработанные семена (45%). Доля использования семян отечественных и/или зарубежных производителей отличается в зависимости от культуры.
Семена отечественных производителей предпочитают агропромышленные компании, которые выращивают: – пшеницу (98%); – ячмень (81%). Семена зарубежных производителей предпочитают сельскохозяйственные компании, которые выращивают: – сахарную свеклу (96%); – подсолнечник (90%). Доля опрошенных, увеличивших инвестиции в основной капитал в этом сезоне, составляет 66%, что на 9 процентных пунктов превышает данные за 2018-й год. Еще сильнее повысился процент тех, кто планирует увеличивать инвестиции в оборотный капитал - 64% в 2020-ом году по сравнению с 44% в 2018-ом. Доля агропромышленных компаний, рассчитывающих (значительно или незначительно) увеличить доход от сельхозпродукции в этом сезоне, составляет 63%.
В 2018-ом году доход надеялись увеличить 67% хозяйств.
Доля респондентов, которые ожидают получить доход на прежнем уровне в 2020-ом году – 28%, тогда как в 2018-ом – 23%. Процент респондентов, которые ожидают значительного роста доходов, сократился почти в 2 раза (18% в 2020-ом и 35% в 2018-ом), а тех, кто рассчитывает сохранить доход на прежнем уровне, остался практически неизменным (28% в 2020-ом в сравнении с 23% в 2018-ом). В 2020-ом году агропромышленные предприятия планируют повысить доходность в первую очередь за счет высокой урожайности и низкой себестоимости продукта (71%), повышения качества отпускаемой продукции (42%) и высоких цен на растениеводческую продукцию (37%). "ровень внедрения новых методов и технологий.
Чаще всего респонденты с той или иной степенью уверенности планируют внедрять новые методы и технологии в следующих областях: семеноводство (селекция) (68%), защита культур (63%) и удобрения (56%).
Менее всего новые методы и технологии опрошенные планируют использовать в области транспортировки.
С 2018 года эта тенденция стабильна. Если в 2018-ом году 76% респондентов заявили о том, что пользуются кредитами, в 2019-ом этот показатель составил 73%, а в 2020-ом – 71%.
"величение кредитной линии планируют только 25% из них.
С 2017-ом году доля респондентов, использующих кредиты для бизнеса, стабильна, показатель изменяется незначительно. Кредитами на закупку семян пользуются чуть больше половины опрошенных агропромышленных компаний (56%).
С 2017-го года показатель незначительно увеличился (на 5 п.п.).
Кредиты на ключевое сырье – закупку семян - преимущественно привлекаются от банков (63%), а не от производителей (35%).“Предприятия сегодня продолжают укрупняться или уходят с рынка, и это не связано с пандемией”, - отметил общую тенденцию в ходе мероприятия владелец К"Х «Элитные Семена» (Тульская область) Андрей Самошин.
По его мнению, в растениеводстве нет большого количество малых хозяйств, которые бы на сегодня катастрофически пострадали от пандемии и кризисных явлений.
Того же мнения придерживается и генеральный аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, который выразил надежду, что дальнейшей девальвации рубля происходить не будет. “В результате девальвации и ряда других факторов цены на ключевые растениеводческие продукты, масличные будут на уровне, позволяющем сохранять хорошую доходность”, - считает Рылько.
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка