«Тепличное производство сейчас — это промышленность.
Все управление — через компьютер.
Единственное, что еще нельзя автоматизировать — сбор овощей и уход за растением».
Иллюстрация: Агрокомбинат «Горьковский», NN_AEROВ последние годы сельскохозяйственная отрасль стала, фактически, промышленностью.
Сособствовали этому и введение продуктовых санкций, что потянуло за собой ограничение импорта, и повышение мер господдержки, и более внимательное отношение банков к компаниям.
Эксперты называют результаты роста тепличных производителей «феноменальными» в сравнении другими сегментами АПК. С 2000 по 2019 г. в целом по стране валовый сбор овощей в закрытом грунте вырос в 2,4 раза (данные приводят в исследовательской компании «Технологии Роста»).
В середине 2020-го говорилось о том, что отрасль, несмотря на пандемию коронавируса, выросла на 33%.
А по итогам года только производство огурцов в России прибавило 20% к результатам 2019-го.
В Нижегородской области предприятий тепличного производства немного.
Самым крупным сейчас является Агрокомбинат «Горьковский» площадью 19,5 га.
С 2009 г. компания проводит реконструкцию тепличного комбината.
Общая сумма вложений составила 1,4 млрд руб.
Генеральный директор Агрокомбината «Горьковский» Александр Солодаев рассказал NN.DK.RU о том, каких результатов удалось достигнуть с помощью инвестиций и с какими трудностями сталкивается тепличный сектор.
Генеральный директор Агрокомбината «Горьковский» Александр Солодаев«Современнее, чем у нас, теплиц пока нет ни у кого в области»— Агрокомбинат «Горьковский» был построен в Нижнем Новгороде самым первым 60 лет назад.
Тогда общая площадь теплиц составляла около 10 га.
Это были теплицы так называемого «первого поколения», появившиеся в 50-х годах прошлого века.
Овощи тогда выращивали в грунте и тепличницы ходили внутри со шлангами и в кирзовых сапогах.
В нулевые стало понятно — такие технологии уже устарели.
Как раз в эти годы (2009-2010 гг.) в Нижегородской области представили свою программу поддержки сельхозпроизводителей, в том числе, тепличного производства.
Мы решили принять в ней участие.
Добавлю, что на тот момент комбинат ежегодно показывал только убытки.
Но нам пошли навстречу.
На первом этапе мы построили теплицы площадью 2,5 га, в последние годы вводим ежегодно еще от 1 до 2 га.
В итоге, за десять лет на той же площади, что была у нас изначально, мы построили 19,5 га теплиц.
Все они относятся к «четвертому поколению» и они ни чем не уступают современным голландским теплицам.
Если в старых теплицах мы собирали по 20-21 кг. с 1 кв. м., то сейчас урожайность выросла до 45-50 кг.
И это — не считая светокультуры.
Лампы досвечивания в одной из теплиц заработали сравнительно недавно, но уже по итогам этого года мы планируем поднять урожайность до 120 кг. с 1 кв. м.
Таким образом, мощность производства в год за 10 лет выросла с 2,5 тыс. тонн овощей до 7.5 тыс. тонн.
И в 2021-м мы планируем собрать 9.5 тыс. тонн.
Тепличное производство сейчас — это, практически, промышленность.
Все управление теплицами осуществляется через компьютер.
Единственное, что еще нельзя автоматизировать — сбор овощей и уход за растением.
Разработки идут, но это сложный процесс.
Нужно научить робота находить плод, правильно и аккуратно его срезать, сложить в коробки и еще обслужить само растение: убрать пасынки, подкрутить его вокруг шпагата…Сейчас мы продолжаем инвестировать в производство.
В планах — оснастить досветкой все существующие теплицы.
Это позволит собирать в год до 25 тыс. тонн овощей с существующей площади.«С торговыми сетями работу тормозит отсутствие распределительных центров.
Но есть новые каналы сбыта»— Теплицы приспособлены для выращивания свежего продукта.
Такой в сетях называют «ультра-фреш».
Через несколько дней овощи уже теряют товарный вид и питательные свойства.
Поэтому работа с крупным ритейлом для такого предприятия как наше — это сложно.
" многих нет распределительных центров в Нижнем Новгороде.
А возить огурцы в Казань или в Москву, чтобы потом они вернулись обратно — неправильно.
Их нужно продавать в тот же день.
В итоге мы предложили организовать доставку своими силами.
Но внутренняя политика ритейлеров не позволяет этого. Еще одна причина, по которой наши овощи достаточно сложно найти в сетях — то, что мы не можем закрыть в одиночку все потребности ритейлера.
Например, мы работаем с сетью «Спар».
Когда я заходил в их магазин у дома, то всегда недоумевал, почему не вижу на полке свою продукцию.
Менеджер нам ответил: «А ваши овощи нужны всем.
Когда мы привозим огурцы на распределительный центр, то их быстро разбирают.
В итоге, в Нижний Новгород попадают только остатки».
А нижегородцам в сетях приходится покупать товары из Саратова, Пензы, Саранска.
Кстати, с сетями у нас есть и другие проблемы.
" самих ритейлеров к нам очень жесткие требования, мы проходим аудит производства практически каждый год.
Но остается много вопросов к ним.
Особенно остро стоит вопрос транспортировки и хранения овощей на стороне самого ритейлера.
На распределительный центр поступают огурцы температурой +16-18С. Допустим, что там условия соблюдают и так же товары везут в конечный магазин.
А уже в магазине огурцы выкладывают в общий зал, где +25С. И при этом там надеются, что овощи пролежат 14-15 дней, как указано в ГОСТе.
Но огурцы начинают увядать и терять вес уже на 5 день.
Радует, что сейчас у нас появился новый канал сбыта — сервисы доставки.
Огурцы агрокомбината «Горьковский» можно найти, например, в «Самокате».
Не скажу, что мы продаем с помощью сервисов большое количество продукции, но, думаю, у этого канала есть будущее.
По крайней мере, среди молодежи.
Стараемся работать и с сегментом HoReCa, и с малым и микробизнесом.
Да, мы не можем добиться эксклюзивных отношений с большими игроками, зато мы более гибкие, чем агрохолдинги.«" нас люди в пандемию не болели, но закрытие бизнеса ударило и по тепличникам»По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), по итогам 2020 г. среднегодовые цены на тепличные томаты и огурцы упали до пятилетних минимумов — до 79 и 82 руб. за 1 кг.
Только в первую неделю введения строгих ограничительных мер цены снизились на 30-50%.
Александр Солодаев отмечает, что большого всплеска заболеваемости коронавирусом среди сотрудников удалось избежать благодаря существующим на предприятии правилам.
Основные проблемы, с которыми столкнулся агрокомбинат в прошлом году, касались бизнеса:— В марте у нас начинается основной бизнес-сезон и большую часть денег, которая формирует результат на весь год, мы получаем именно в этом месяце.
А в 2020-м март оказался провальным.
Были дни, в которые мы продавали огурцы в два раза дешевле, чем в 2019-м.
В то же время, некоторые наши конкуренты, которые работали, например, в основном с HoReCa и муниципальными учреждениями, вообще не могли ничего продать.
А на поиск новых каналов сбыта нужно время… Это, конечно, сильно ударило по рынку.
Овощи приходилось раздавать.
Например, участвовали в благотворительной программе по снабжению врачей и людей, которые работали в красной зоне или находились в группе риска.
Я уважаю своих коллег за такое решение.
Нам же удалось завершить год хорошо благодаря своим резервам.
Не скажу, что мы чувствуем себя сейчас отлично, но я уверен, что все наши обязательства будут выполнены.«Производство растет.
Но даже с конкурентами мы не закрываем 100% потребностей нижегородцев»— До 2015 г. в России был дефицит овощей собственного производства.
Бывали годы, когда в стране выращивали всего 30% собственных овощей.
По огурцам, например, нам не хватало до 80% продукции.
Остальное импортировали.
После введения санкций, конечно, у нас появился карт-бланш и в бизнесе появились крупные инвесторы.
Сыграли на руку и меры поддержки от государства.
За последние пять лет в России вводили по 200-300 га современных теплиц ежегодно.
Такого роста не было со времен СССР, когда тепличное производство в стране только начиналось.
В итоге, в 2020 г., несмотря на проблемы, производство тех же огурцов в России выросло на 20%.
Такой рост возможен не в каждой отрасли.
В Нижегородской области сейчас работают всего три тепличных комбината: «Горьковский», «Ждановский» и «Дзержинский».
" нас есть 19 га, у конкурентов —4 и 6 га.
Вместе мы закрываем только 40% потребности жителей региона в свежих огурцах.
И с введением нового комбината на Бору, область будет обеспечена своими овощами, примерно, на 80%.
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка