Цены на продукты замораживать больше не будут.
" государства есть много других механизмов для сдерживания цен.
"ото: Станислав Красильников/ТАССВ интервью "Российской газете" статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов также рассказал о переходепроизводителей яиц и ретейла на новую систему закупок и о том, как некоторые мороженщики пытались шантажировать государство дефицитом продукции из-за внедрения маркировки.
Будут ли продлены соглашения по сахару и подсолнечному маслу?
Виктор Евтухов: Думаю, что нет.
Соглашение по сахару уже истекло.
Но торговые сети и производители, которые участвовали в нем, договорились, что будут следовать этим условиям и дальше.
Не вижу предпосылок для роста цены на этот продукт.
Тем более что была проведена товарная интервенция - по квоте будет завезен сахар из-за рубежа.
Это тоже будет оказывать давление на цену.
По маслу соглашение еще действует.
И оно выполняется, причем не только крупными производителями и федеральными торговыми сетями.
Но тиражировать практику заключения соглашений на другие товары не стоит.
Соглашения по сахару и маслу являются примером мягкого регулирования правил поведения участников рынка по ряду наиболее социально важных позиций.
Наша задача была и есть не только сдерживать цены, но и предотвратить дефицит социально значимых товаров на рынке.
Считаю, в будущем необходимо без заключения новых соглашений использовать рыночные методы и своевременно проводить работу по отдельным группам товаров с применением рыночных же механизмов для балансировки продовольственных рынков.
При этом, в том числе, можно использовать приемы таможенно-тарифной политики; предоставление мер государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а по ряду товаров можно применить и товарные интервенции для насыщения рынка и сбивания цены в случае ее существенных колебаний.
Мировые цены на продовольствие продолжают расти.
Не боитесь, что, когда соглашения окончательно прекратят свои действия, внутренние цены догонят мировые?
Виктор Евтухов: Сейчас предсказывать, что будет с ценами на продукты или на ка-кие-то другие товары, невозможно.
По металлопродукции, например, ряд экспертов тоже прогнозировали, что рост цен остановится еще в мае - цены упадут, и будет охлаждение рынка.
Но ничего такого не случилось.
Мир и экономика в целом изменились.
Изменились цепочки поставок.
Страны по-разному преодолевают последствия пандемического кризиса.
И Россия неплохо себя чувствует на общем фоне.
Надо подождать и посмотреть, что будет с урожаем в мире.
Возможно, тренд на подорожание продовольствия изменится.
В случае с тем же сахаром многое зависит от того, ка-кой урожай сахарной свеклы соберем.
По данным Минсельхоза, в этом году планируется увеличение посевных площадей.
К тому же у нас всегда есть возможность завезти импорт-ный сахар.
Такими рыночными инструментами мы всегда можем повлиять на цены.
На полку магазина любое повышение цены поставщика на базовые продукты транс-лируется всегда в значительно меньшей степени.
Кроме того, сахар, яйца, мясо, бакалея, кру-пы - социально значимые товары, которые создают покупательский трафик.
Поэтому тот продавец, который имеет возможность поставить цену на такие товары ниже, привлекает к себе больше покупателей.
А зависимость от мировых цен возникает тогда, когда есть дефицит некоего продукта на глобальном рынке, и в этот момент данный дефицитный продукт начинает массово вывозиться из страны.
Но у государства для таких ситуаций есть другие механизмы эффективного регулирования - например, ограничение экспорта, субсидирование тех производителей, которые не увеличивают цены.
Недавно производители яиц попросили ретейл повысить закупочные цены, поскольку работают в убыток.
Ретейл готов пойти навстречу производителям?
Виктор Евтухов: Краеугольная причина роста цен на яйца в этом году - система тендерных закупок торговых сетей, наложившаяся на сокращение предложения производите-лей.
Торговые сети запрашивают на тендерах заведомо большие объемы, а с декабря по май свободного яйца немного.
В этой связи сети вынуждены поднимать закупочные цены.
Сети понять можно и обвинять, собственно, не в чем.
Было бы больше яйца на рынке - все было бы проще.
Эта же система "сработала" и после Пасхи, но уже в обратную сторону: спрос упал - вместе с ним упали закупочные цены.
"же сейчас мы фиксируем снижение цен на яйца.
В итоге цена закупки оказалась ниже себестоимости.
Мы будем просить ретейл оказать содействие производителям, чтобы не допустить сокращения поголовья птиц, и в будущем дефицита яиц, и снова роста цен на них.
Нужно, чтобы компании находили какой-то компромисс по цене.
Чтобы можно было заработать и производителям, и ретейлу.
Для этого мы предложили производителям и ритейлу работать по широко распространенной в мире системе Open book.
Стороны (производитель и продавец), по сути, "открывают карты" и показывают друг другу, из чего формируется себестоимость продукции, какая маржинальность закладывается.
Таким образом все участники сделки в равной мере понимают, каковы реальные возможности заработать.
Конечно, договориться в таком случае легче.
Кроме того, мы выступаем за прямые договора между производителями и сетями.
Это должны быть не тендерные закупки, где рост или падение цены невозможно предсказать, а прямые договоры с формулой цены, которая хеджирует возможные ее сильные колебания на рынке.
Кроме яиц, по другим продуктам будете искать такой компромисс?
Виктор Евтухов: Если будут подобные обращения, мы будем совместно с производителями и торговыми сетями обсуждать.
Пока таких сигналов по другим продуктам нет.
Производители мороженого заявили о рисках роста цен и дефицита из-за введения обязательной маркировки.
Зачем потребовалось затевать ее в самый сезон?
Виктор Евтухов: Начнем с того, что мы пошли навстречу молочной отрасли - разнес-ли маркировку во времени, по товарным группам, по субъектам хозяйственной деятельности.
Например, фермеры подключатся к маркировке только в 2023 году.
Мы начали с двух позиций - сыр и мороженое.
Почему мы решили вводить маркировку мороженого именно 1 июня? Потому что мороженщики к этому времени, к началу сезона, нарабатывают большой объем и потом его распродают в течение сезона.
То есть сейчас есть запасы немаркированной продукции, которая произведена раньше 1 июня, и ее без маркировки можно реализовывать.
Но будем честными, дело тут не в сезоне.
Всегда есть те, кто против по разным при-чинам.
Кто-то не хочет покупать оборудование.
Хотя технические решения предлагаются разные: не хочешь ставить оборудование - заказывай в типографии - она сама нанесет код на упаковку.
Кто-то не хочет маркироваться, потому что в этом случае придется полностью "обелиться".
Тут, как говорится, любые комментарии излишни.
Если ты саботируешь эксперимент, который длится два года, и закупаешь оборудование только под самый финал подготовительных процессов (например, в апреле, или вообще в мае) тогда, конечно, могут быть накладки в момент старта маркировки в июне.
И теперь такие компании пытаются, по сути, шантажировать государство тем, что остановят производство.
Приведу пример.
Крупная, богатая компания могла бы вовремя купить себе оборудование, спокойно поставить, стать лидером в процессе маркировки, задавая тон на рынке.
Вместо этого - предпочла поставить ультиматум государству.
Государство ультиматум не приняло и не примет.
Таких примеров, к счастью, немного.
Огромное количество российских предприятий полностью готовы к маркировке.
Отдельно хотелось бы отметить готовность белорусских предприятий.
Никакого дефицита мороженого у нас не будет.
Даже если исчезнет один бренд с прилавка, его с легкостью заменят другие.
Когда будет введена обязательная маркировка пива? Предполагается ли распространить ее на другой алкоголь?
Виктор Евтухов: Будем решать по итогам эксперимента, в 2022 году.
На другой алкоголь распространять маркировку нет смысла.
Крепкий алкоголь есть в системе ЕГАИС, она полностью обеспечивает прозрачность этого рынка.
Нам же маркировка не ради маркировки нужна, а для того, чтобы прослеживаемость была и мы могли бы определять качество товара.
А также то, что он легально произведен или ввезен в Россий-скую "едерацию.
ЕГАИС для крепкого алкоголя полностью обеспечивает такое прослеживание.
Какова доля нелегального пива, по Вашей оценке?
Виктор Евтухов: Называются очень разные экспертные оценки - от 10 до 30%.
А кто-то говорит, что нелегального пива вообще нет.
Как раз в процессе эксперимента мы это увидим.
Показательный пример.
Эксперты по-разному оценивали в свое время нелегальный табачный рынок.
Тем не менее с введением маркировки, произошло значительное "обеление".
"же в ходе эксперимента по табаку у нас выявились полтора десятка новых фабрик, о существовании которых мы даже и не подозревали.
В итоге, по данным "НС России, в 2020 году впервые за последние 4 года произошел рост начисления акцизов на табак Плюс 45 млрд рублей за прошедший год.
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка