Затраты на производство молока-сырья за 10 месяцев 2021 года увеличились на 28%, его переработки — на 14-16% к аналогичному периоду 2020-го.
Рост спровоцировало удорожание кормов, запчастей, минеральных удобрений, ветеринарных препаратов, ГСМ и прочего.
При этом ценник на торговой полке подрос лишьна 4,5%.
Эксперты рынка видят необходимость в изменении ценообразования, развитии экспорта и снижении издержек путем корректировки рациона КРС, анализа генетики, лабораторных исследованийDepositphotos"величение себестоимости производства молока-сырья в январе — октябре 2021 года на 28% к такому же периоду годом ранее произошло из-за существенного роста расходов, которое не было компенсировано повышением отпускных цен, считает Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»).
Среди причин увеличения затрат, которые обозначены в официальном обращении организации в Минпромторг и "АС России, указаны девальвация рубля, удорожание кормов (до 60% в себестоимости), импортных составляющих, удобрений, упаковки, рост тарифов на электроэнергию и ГСМ. Корма подорожалиИндекс операционной себестоимости производства молока (RMCI) в сентябре 2021-го составил 102,6%, за месяц показатель вырос на 2,6% и заметно (+16,6%) превышал уровень соответствующего периода 2020 года.
В августе RMCI также был выше прошлогодних цифр (+15,9%). «В этом году выросли абсолютно все статьи затрат», — констатирует гендиректор «Союзмолока» Артем Белов.
По данным Минсельхоза, из-за подорожания кормов и кормовых добавок для скота, упаковки и ГСМ стоимость сырого молока у производителей поднялась до 27,6 руб./кг (+7,7% за год), пастеризованного — до 49,1 руб./кг (+7,9%). «Основным драйвером увеличения себестоимости сырья стало существенное повышение расходов на корма», — комментирует эксперт.
В частности, цена высокобелковых кормов в зависимости от региона выросла от 40 до 50%.
На современных молочных фермах их доля значительная, поэтому они внесли существенный вклад в рост себестоимости.
Негативно на рационе животных сказалась засуха, которая отмечалась в ряде регионов Ю"О, П"О, Ц"О, частично на "рале и в Западной Сибири.
В результате подорожали традиционные сочные и грубые корма.
Кроме того, в высокобелковых кормах большую долю занимают премиксы, которые импортируются в Россию, их стоимость за последние полтора года стала больше на 15-20%, знает Белов.
Новый высокий уровень себестоимости молока для многих хозяйств оказался неприемлемым, в связи с чем им пришлось сокращать поголовье КРС либо менять рацион питания животных.
В пострадавших от засухи регионах в этом году наблюдался дефицит кормов, подтверждает старший эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Наталья Пенькова.
Как следствие, некоторые хозяйства сократили поголовье или полностью избавились от него: в сельхозогранизациях на начало октября 2021 года стадо молочных коров было на 1,4% ниже, чем в 2020-ом, приводит данные она.
По словам Пеньковой, за год стоимость свекловичного жома выросла на 30%, соевого шрота — на 117%, кукурузы — на 61%, комбикормов — на 30%.
Из-за этого некоторые производители переориентировались на более дешевые и примитивные рационы КРС, что во многих случаях привело к падению продуктивности коров.
Если в 2019—2020 года надои в сельхозорганизациях в среднем увеличивались на 6-6,5%, то на начало октября этого года рост продуктивности составил всего 2,8%, и темпы повышения показателя снижаются, отмечает эксперт.«С одной стороны, сокращение поголовья — это нормальный процесс: динамика уменьшения численности фуражных коров наблюдается на протяжении последних лет, но при этом мы видели, что растет продуктивность животных.
Проблема-2021 заключается в том, что ускорились темпы выбытия поголовья одновременно с падением продуктивности», — акцентирует внимание Белов.
По его мнению, эти два ключевых тренда оказали колоссальное влияние на молочную отрасль: в комплексе с повышением затрат они привели к снижению доходности бизнеса.
В результате темпы прироста объемов производства товарного молока упали в 4-5 раз.
Если в последние годы валовой надой во всех хозяйствах стабильно увеличивался в среднем на 1 млн т или 4-5% в год, то за девять месяцев 2021-го прирост не превысил 1%.
По прогнозу «Союзмолока», по итогам года прибавка объемов в целом будет не более 150-200 тыс. т.
Гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев уверен, что до конца года ситуация уже не сможет серьезно поменяться и рост надоя в сельхозпредприятиях страны не превысит 1%, а скорее будет ближе к 0,5-0,7% — это всего лишь около 150 тыс. т товарного молока.
Более того, по ряду молочных регионов продолжает фиксироваться снижение производства от 2% до 8%: например, в Краснодарском крае, на Алтае и в других регионах Сибири, и даже Ленинградская, Московская и Свердловская области пока «минусуют», говорит он.«В 2021 году в молочной отрасли в единую волну сложился целый ряд негативных факторов, которые в совокупности привели к сокращению производства, — продолжает Груздев. — Сначала резкий рост себестоимости, не отыгранный повышением цен на молоко, вынудил хозяйства экономить и сворачивать планы по инвестициям, а потом добавился фактор погоды: сперва жара ударила по надоям и воспроизводству стада, а затем дожди и ранний снег — по качеству кормов».
По словам эксперта, 2022 год отрасль встретит уже в других реалиях: себестоимость молока вышла на новый, более высокий уровень, который резко поднял требования к эффективности молочных ферм, а в перспективе — скорректирует и их инвестиционные приоритеты.
Доходность отрасли упалаАграрии подтверждают: в 2021 году увеличились буквально все статьи затрат, а рентабельность бизнеса заметно снизилась.
Среди причин роста себестоимости готовой продукции в конце года — запуск обязательной маркировки и затраты с ней связанные.
Из-за введения новой системы у игроков рынка возникло много сложностей с точки зрения реализации проектов на практике, подтверждает «Союзмолоко».
Это касается, прежде всего, внедрения решений и готовности интеграторов поставлять оборудование.
Значительный рост стоимости упаковки наблюдается для тех предприятий, которые выбирают типографский способ нанесения кодов маркировки, считает организация.«С 1 декабря стала обязательной маркировка молочной продукции сроком годности менее 40 дней, но российские интеграторы оборудования оказались не готовы к ее внедрению.
Нужного и востребованного оборудования по маркировке на российском рынке не найти, тем более в удаленных регионах, где выбор ограничен.
В результате от этого опять страдают производители», — говорит директор «Деревенского молочного завода» (Кемеровская область) Александр Сухинин.
В период подготовки ко второму этапу маркировки возникали некоторые сложности, признает гендиректор ГК «Молвест» (Воронежская область; производство, переработка молока — более 500 тыс. т в год) Анатолий Лосев.
Типографии, с которыми сотрудничает группа, оказались не готовы к печати кодов на упаковке, поэтому компания закупила принтеры и другое оборудование для нанесения кодов непосредственно на производственных линиях.
Введение маркировки снизило инвестиции непосредственно в модернизацию и расширение производства, утверждает руководитель. «На маркировку в этом году мы направили около 300 млн руб.
Сумма складывается из обязательных отчислений, стоимости нанесения кода, амортизации оборудования по нанесению, оплаты труда персонала, который обслуживает машины, занимается учетом кодов и из потерь продукта, который не продан по причине не считывания кода.
Это примерно треть годового инвестиционного бюджета», — подсчитал Лосев.
В результате влияния всех факторов с декабря 2020-го доходность в секторе сократилась более чем в три раза, а рост себестоимости на составляющие конечного продукта составил от 12 до 70%, утверждает руководитель.
Во многом удорожание продиктовано низким урожаем кормовых культур в 2020—2021 годах.
Существенно выросла стоимость высокобелковых кормов и премиксов для животных.
И хотя группа владеет собственным комбикормовым заводом, часть компонентов для изготовления кормов, например, премиксы, соевый шрот закупает у партнеров.
Ветеринарные препараты поднялись в цене с начала года на 14%.
И эта цифра еще весьма скромная, отмечает Лосев, поскольку контракты на поставку были заключены в начале года, а цены для поставщиков зафиксированы.
Горючее подорожало на 12%, а на некоторые позиции по смазочным материалам разница всего за год достигла 100%.
При этом цены на свою продукцию для розничных сетей компания подняла только на 4-6%. «В целом картина складывается не самая благоприятная и для производителей, и для переработчиков сырого молока, — констатирует руководитель. — В среднесрочной перспективе отрасль перестала быть инвестиционно-привлекательной.
Более уверенно сейчас себя чувствуют только те предприятия, у которых сильные бренды, контракты с федеральными сетями и большие обороты».«ЭкоНива» в 2021 году планирует произвести свыше 1,1 млн т сырого молока.
Таким образом, она станет первой в России компанией, преодолевшей миллионный рубеж в производстве молока-сырья по итогам календарного года.
По сравнению с 2020-м рост составит не менее 18-20%.
Это стало возможным благодаря реализации инвестпрограммы 2016-2020 годов.
По состоянию на середину ноября группа управляла 40 животноводческими комплексами в 11 регионах России.
Общее поголовье «ЭкоНивы» превышает 212 тыс.
КРС, из которых свыше 110 тыс. — фуражные коровы. «Повсеместный рост цен на мировом и внутреннем рынках повлиял на АПК в 2021 году, при этом молочная отрасль оказалась одной из самых инертных в части реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, поскольку выпускаемая продукция имеет высокую социальную значимость», — комментирует первый заместитель гендиректора ГК «ЭкоНива» Сергей Ляшко.
По его словам, себестоимость производства сырого молока в компании существенно выросла на фоне удорожания компонентов кормов, премиксов, удобрений, ГСМ. Пока «ЭкоНиве» удается большей частью сдерживать повышение цен на свою продукцию благодаря вертикальной интеграции и тому, что часть средств производства закуплены и сформированы ранее, на более выгодных условиях.
Однако возможностей компенсировать негативное влияние внешних факторов на себестоимость молока-сырья становится все меньше, признает Ляшко.
ГК «Русмолко» (дочерняя компания «Олам Интерне
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка