Сделано в Беларуси.
Жители каждой четвертой страны мира не просто слышали эту фразу,давно ставшую нашим бесспорным и узнаваемым брендом, но и попробовали продукциюпредприятий концерна «Белгоспищепром», которые открывают все больше новыхрынков, а также продолжают заботиться о здоровье нации, выпуска экологическичистые, вкусные и качественные изделия.
"спех входит в привычкуБелорусскийконцерн пищевой промышленности объединяет 36 крупнейших организаций отрасли,проводит единую экономическую, техническую и технологическую политику.
Одостижениях минувшего года журнал «Экономика Беларуси» поинтересовался упредседателя концерна Олега Жидкова. – Олег Николаевич, как вы могли бы оценить минувший год,каким он стал для предприятий, курируемых концерном? – В прошлом году большинство организаций концернавыполнили все показатели, доведенные Правительством, и темпы роста объемовпроизводства даже несколько превысили плановые значения: 106,5% к уровню2022-го.
К слову, и 2022-й крупнейшие производители пищевой индустрии завершилис темпом 103% к 2021-му.
Хотя последние два года, не скрою, были достаточносложными из-за принятых санкционных решений в отношении Беларуси и отдельныхпредприятий.
С учетом потери рынков сбыта и событий, которые происходили и продолжаютсярядом с нашей страной.
Но вместе с тем удалось разработать комплексантикризисных решений, в том числе точечных и индивидуальных, найти сильныестороны, ускорить процесс перестройки на новый лад и определить зоны риска,которые предстоит преодолеть, чтобы достичь положительной динамики. Естественно, некоторые отрасли сориентировались легче ибыстрее, а иных приходилось чуть ли не в режиме ручного управления вести понамеченному пути.
Но полученный опыт показал: резервы есть, практики, которые мынарабатывали еще в 2022 году, эффективны и начали демонстрировать отдачу. – Организации каких направлений стали драйверамиэкономического роста и обеспечили успех? – Можно выделить сахарную подотрасль, например,представленную четырьмя комбинатами: Жабинковским, Скидельским, Слуцким иГородейским.
В минувшем году выполнена достаточно качественнаяподготовка к проведению весенних полевых работ с коллегами из Минсельхозпрода иобластных исполкомов, на территории которых расположены свеклосеющие хозяйства.
Постановлением Совмина увеличены площади посевов до 102 тыс. га, подобраныземли, максимально подходящие для эффективного возделывания культуры.
Качественно проведена предварительная подготовка почв, закуплены семена, причемдостаточно элитных сортов западной селекции, комплексы удобрений внесены воптимальные сроки, и на каждом этапе контролировались технологии возделываниякультуры.
Все это и дало положительные плоды.
В итоге мы при плане 5 млн тонн сахарной свеклы убрали сполей почти 5,3 млн.
Это серьезная цифра – исторический рекорд за всю историюразвития сахарной отрасли Беларуси.
По итогам переработки сырья получили 670тыс. тонн сахара, к уровню 2022 года больше на 15–17% в зависимости от завода.
Это и станет нашим главным экспортным потенциалом в нынешнем году. – И мировые цены как раз подросли... – Да, цены на мировых биржах растут.
И хотя мы в основномреализуем сахар в странах ЕврАзЭС, где превалирует несколько другая ценоваямодель, и в России, например, достаточно много своих производителей, но всеравно нынешняя конъюнктура позволяет нашим заводам работать с неплохой нормойприбыли.
И внутренний рынок по итогам 2024 года будет обеспечен скоэффициентом 1,5 к тому, что потребляется в стране.
То есть вышли не только науровень самообеспечения, но и превысили его наполовину.
Этот результат всахарной подотрасли максимальный, задействованы все резервы.
Объем посевных площадей оптимален.
Проводили дляэксперимента высев в Витебской и Гомельской областях и будем это делать впредь,чтобы понимать потенциал культуры с учетом изменения климата в тех районах, гдеона никогда не возделывалась.
Эффективность переработки сахарной свеклы зависитот того, насколько быстро она будет доезжать до завода.
Ориентир – 100 км,чтобы и транспортные расходы были незначительные, и оборачиваемость ускорена.
Представьте: в сезон заготовки в сутки вывозим до 65 тыс. тонн свеклы с полей!
Задействовано около 1,5 тыс. единиц техники – от грузовиков до железнодорожныхвагонов. Так что в дальнейшем увеличивать производство возможнопреимущественно за счет модернизации и глубины переработки сырья.
Даже еслиполучим в итоге дополнительные 1,5–2% сахара, уже хорошо для такого стратегического товара. – Кондитерская отрасль на протяжении нескольких летпоказывает хорошую динамику.
Минувший год, если судить по изобилию наприлавках, не стал исключением? – Хочу отметить, что кондитерская отрасль концерна – однаиз самых развитых и модернизированных в пищевой промышленности страны.
Другоговыхода, как интенсивно развиваться, просто нет, поскольку предприятия уже давнона внутреннем рынке работают в режиме жесткой конкуренции из-за отсутствиябарьеров в поставках аналогичной импортной продукции с достаточно агрессивноймаркетинговой политикой и борьбой за полки в сетевом ритейле.
При этом объемы выпуска и реализации растут, плюс 8% и8,5% соответственно по итогам 2023 года.
Важный момент – удалось сохранить долюпродаж на внутреннем рынке при достаточно большом объеме импорта, на 90% – изРоссийской "едерации, а также из Турции и других стран. Кроме того, неплохо работаем по экспорту.
Географияпоставок с каждым годом расширяется – уже более чем в 25 странах знают нашишоколад и конфеты.
Но тут важны не разовые отгрузки, а их регулярность.
Поступательно все больше заходим на территорию Китая.
Объемы продаж растут.
Иузнаваемость. «Спартак» и «Коммунарка» уже имеют там эксклюзивныхпредставителей, что говорит о растущем спросе и у китайского потребителя, и укитайского бизнеса.
Сталкиваемся даже с фактами подделок белорусского шоколаданедобросовестными китайскими производителями.
Абсолютное сходство до смешенияпо упаковке, качеству используемой бумаги.
Потребителю, который не посвящен втонкости производства, по внешнему виду очень сложно определить фальсификат.
Вбольшей степени это коснулось СП ОАО «Спартак», которое первым начало покорятьэто направление. – А каковы особенности китайского рынка? – Китай огромен, и вкусовые предпочтения населенияразнятся, но регионы, расположенные севернее Пекина и ближе к границе сРоссией, очень хорошо воспринимают наши традиционные продукты.
Из особенностей– нация ориентируется на здоровый образ жизни, хотят больше натуральности.
Этои учитываем в производстве и планировании ассортимента.
Например, специально разработали рецептуры водки с долейспирта 69% и 77%. «Спартак» поставляет шоколад с 99% какао, а «Коммунарка»подготовила линейку шоколадных конфет «Лаки Чаки» с низким содержанием сахара иассортимент шоколада вообще без сахара.
Мучные кондитерские изделия производимна основе жиров и маргарина без запрещенных в КНР пищевых добавок, конфеты – из сухого молока. – Однако не только в Китай, а еще и из Китая в Беларусьпривезена принципиально новая рецептура конфет.
Приоткроете детали? – В прошлом году сразу на двух площадках стартовало производство инновационныхкондитерских изделий из сухого молока. «Коммунарка» (на мощностях «Красногопищевика») выпустила молочное драже «Детские истории» в пакетах флоу-пак по 15и 50 г. «Слодыч» предложил на выбор сразу несколько вариантов: конфеты, вафли,печенье, в том числе без сахара и затяжное с какао и молоком «Молочныйсюрприз».
Кроме того, «Коммунарка» собирается строить в Лиозно новыйцех по выпуску традиционного китайского лакомства из сухого молока с пониженнымсодержанием сахара.
Согласовали выделение участка.
Идет этап выбора оборудования (линии по производству прессованных конфети продукции из сухого молока с крупными добавками) и подготовки техническихдокументов для его закупки.
Надеемся реализовать инвестпроект к 2025 году.
Будет создано около 20 рабочих мест, и «Коммунарка» сможетзанять новую нишу в категории полезных сладостей.
"читывая важность молочныхпродуктов в рационе питания детей и молодежи, одним из каналов продаж могутстать комбинаты школьного питания, фирменная сеть, прикассовые зоны вгипермаркетах. Кроме того, до 40% молочных конфет ориентировано наэкспорт, в том числе в КНР. Ожидаемый объем производства – 360 тонн в год. – Как откликается отрасль на тенденции к импортозамещению? – Кондитеры наши в принципе никогда не стояли на месте.
Впрошлом году реализован ряд проектов, в том числе по запуску линии плиточногошоколада в СП ОАО «Спартак».
Закуплено современное европейское оборудование, котороепозволило повысить качество продукции и надежность работы предприятия.
До сих пор «Спартак» весь объем шоколада выпускал на однойлинии, начиная от молочного, пористого до темного с добавками орехов и изюма.
Мощности были загружены на 120%.
Это приводило к постоянным переналадкам, какследствие – потери времени, снижение объемов.
Эффективность работы простотребовала модернизации. Сегодня предприятие имеет возможность замещать европейскиевиды шоколада премиального сегмента.
То есть выпускаем продукт иного уровнякачества, а реализуем его по средним, демократичным ценам. «Коммунарка» в минувшем году приступила к реализациикрупного инвестпроекта – будет построено мощное предприятие по переработкекакао-бобов (с автоматическим контролем качества) для обеспеченияполуфабрикатом не только себя, но и организаций, использующих тертое какао,какао-масло и шоколадную массу.
Это молочные комбинаты (в производствеглазированных сырков и мороженого в шоколадной глазури) и кондитерские фабрики,около 200 контрагентов.
Ориентируемся и на экспорт.
Есть уверенность в том, что планы будут реализованы до2026 года.
Получим, по сути, отдельное предприятие на новой площадке вПартизанском районе Минска, которое, не исключено, в перспективе может заменитьнынешнюю «Коммунарку» в том формате, в котором мы ее привыкли видеть.
Впрочем, этоуже более далекая перспектива, год 2030-й.
Открыли новое предприятие «Красный пищевик – Славгород» симпортозамещающим ассортиментом, выпускают жевательные конфеты и желейныймармелад различной конфигурации.
Завод в конце прошлого года вышел на проектнуюмощность, собирается наращивать объемы производства и экспорта.
Создано 79 рабочих мест.
На «Красном мозырянине» в Наровле тоже в тесном сотрудничестве с местными органами власти планируем провести
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка