Перевозчики не хотят работать с перегрузами"ото: Иван Шаповалов / КоммерсантъАвтовладельцы жалуются на критическое положение дел с перевозками зерна и другой сельхозпродукции: им приходится работать с постоянным перегрузом, неся риски порчи машин и получения штрафов.
"частники рынка считат виновниками владельцев грузов, которые, «используя коррупционные механизмы», экономят на логистике.
Но ужесточение контроля может привести к росту цен на перевозки и падению доходов производителей.
В распоряжении “Ъ” оказались письма Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс», где сообщается о «критической ситуации» в сфере перевозок сельхозпродукции.
Обращения направлены 16 января президенту Владимиру Путину, премьеру Дмитрию Медведеву, главам Минсельхоза и Минтранса Дмитрию Патрушеву и Евгению Дитриху, руководителю "едеральной антимонопольной службы ("АС) Игорю Артемьеву и др.
Как указано в письмах, большинство перевозчиков сельхозпродукции вынуждены работать с нарушениями, связанными с превышением общей массы транспортного средства.
Для минимизации расходов владельцы грузов превышают допустимый вес партии в два-три раза, документы на такие грузы часто не оформляются, а перевозчиков вынуждают подписывать договоры о добровольном согласии на перегруз.
Перегрузка должна фиксироваться на пунктах весового контроля, но автомобили их свободно пересекают, следовательно, в цене перевозки есть коррупционная составляющая, считают в ассоциации.
Там указывают, что, боясь потерять контракты, перевозчики идут на нарушения, неся риски порчи машин, штрафов и др.
Это способствует недобросовестной конкуренции, ускоренному износу автопарка и уходу с рынка добросовестных перевозчиков, многие из которых теряют заказчиков и находятся на грани банкротства, утверждают в «Грузавтотрансе», требуя взять проблему на особый контроль, в первую очередь — в сфере перевозок зерна и сыпучих грузов.
На рынке зерна, где работают в основном небольшие перевозчики (до десяти автомобилей), проблема перегруза стоит острее, сказал “Ъ” президент «Грузавтотранса» Владимир Матягин.
Средние тарифы за перевозку зерна на юге не превышают 1,35 руб. за тонну на 1 км, что вынуждает автовладельцев терпеть перегруз для компенсации расходов на топливо и ремонт.
Если перевозка разрешенных законом 20 тонн зерна на 100 км приносит автовладельцу 2,7 тыс. руб., то перевозка 60 тонн — 7,8 тыс. руб., а владелец груза при этом отправляет три партии по цене одной, подсчитал господин Матягин.
По его данным, в такой ситуации ряд перевозчиков, в частности из Краснодарского и Ставропольского краев, а также Ростовской области, намерены приостановить работу.
На автотранспорт приходится не менее 50% всех перевозок зерна в Р", точную долю оценить сложно, говорит директор «Совэкона» Андрей Сизов. «Проблема перегруза в этой сфере известна не первый год.
Зачастую партии примерно в 1,5–2 раза превышают нормы»,— подтверждает он.
Кирилл Подольский из СЕО Smartseeds (IT-платформа для автоматизации перевозок сельхозгрузов) отмечает, что в стране есть огромный серый рынок с компаниями-однодневками, фиктивными экспедиторами и пр.: «Сегодня можно точно подсчитать размер взяток за перегруз на любом маршруте, к примеру от Оренбурга до Новороссийска, и бенефициарами схем выступают все участники, привлечь которых к ответственности зачастую невозможно».
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков не ответил на запрос “Ъ”, в пресс-службе премьера письма пока не видели.
Представители "АС и Минсельхоза получили обращение ассоциации и пообещали проработать вопрос.
Минтранс не ответил на вопросы “Ъ”.
Так же поступили ТД «Риф», Glencore, «Астон» (крупнейшие экспортеры зерна в Р"), Новороссийский комбинат хлебопродуктов и Новороссийский морской торговый порт.
В Объединенной зерновой компании сказали, что знают о проблеме, но не сталкивались с ней напрямую.
Источник “Ъ” на зерновом рынке говорит, что попытки усилить контроль в сфере перевозок были, но к особым успехам не привели.
Особенно явно проблема проявилась в последнее время на фоне рекордного урожая 2017 года (135,4 млн тонн) и активного экспорта второй сезон подряд, говорит он.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько добавляет, что одной из главных причин ситуации с перегрузом стали неравные условия конкуренции: на одних направлениях она вообще невозможна, на других часто действует коррупционная составляющая, на третьих отсутствует какой-либо контроль.
По мнению господина Сизова, для решения проблемы нужно либо пересмотреть текущие нормативы, либо ужесточить контроль за сектором.
Но, предупреждает он, последний вариант приведет к росту расходов на логистику и негативно скажется на доходах сельхозпроизводителей.
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка