Группа ВТБ и компания «Эфко» в рамках 11-го Ежегодного Инвестиционного "орума ВТБ Капитал «Россия зовет!» подписали соглашение о строительстве в морском порту Тамань объектов инфраструктуры по перевалке зерновых и шротов общей мощностью до 12,5 млн тонн, а также 3 млн тонн масел.
Об этом сообщет пресс-служба банка.
"ото: Валерий Матыцин / ТАСС«Стратегия ВТБ на зерновом рынке предусматривает создание вертикально интегрированного холдинга за счет объединения активов в области транспортной экспортной логистики и торговли зерно», — прокомментировал первый заместитель президента — председателя правления банка ВТБ Юрий Соловьев.
ГК «Эфко» планирует наращивать объемы экспорта и выходить на новые рынки, рассказал гендиректор группы Евгений Ляшенко.
"же в настоящее время компания начинает активно работать на ближневосточном и североафриканском направлениях в рамках стратегического соглашения с египетскими партнерами.«Логистические мощности компании должны соответствовать нашим долгосрочным планам.
"верен, что наше партнерство с банком ВТБ по строительству морского терминала обеспечит увеличение объемов экспорта зерна, растительных масел и шрота, что необходимо для решения задач, поставленных в указе Президента о наращивании экспорта продукции АПК», — отметил Ляшенко.
Как сообщает РБК, проект не относится к сухогрузному району порта Тамань, который реализуется с участием государства.
Новый терминал будет создан на отдельной территории на базе уже существующих мощностей «Эфко».
Кроме того, соглашение с «Эфко» предусматривает возможность совместного развития еще одного проекта в сухогрузном порту.
Ранее сообщалось, что «Эфко» собиралась построить в сухогрузном порту Тамани зерновой терминал мощностью 20 млн тонн.
В ноябре 2019 года стало известно, что мощности этого проекта сократились до 6 млн тонн.
ВТБ и «Эфко» рассматривают различные варианты юридического структурирования проекта, отмечает исполнительный директор «Эфко» Сергей Иванов.
В рамках партнерства будет создаваться инфраструктура, которую компании будут использовать как совместно (на базе СП), так и по отдельности.
Инвестиции в проект стороны не раскрывают.
Ранее «Эфко» оценивала стоимость строительства терминала на перевалке подсолнечного масла и шрота в Тамани мощностью 3,5 млн т в год в 10 млрд руб.
В ВТБ видят перспективу роста экспорта зерна, но указывают на дефицит необходимых для этого эффективных глубоководных мощностей.
Создание глубоководного терминала, который сможет пропускать до 12,5 млн т насыпных грузов в год, даст необходимую для увеличения экспорта инфраструктуру и позволит повысить конкурентоспособность российских товаров, указывает представитель группы.
По словам представителя ВТБ, порт Тамань обладает большим потенциалом развития мощностей по перевалке, тогда как в других существующих портах возможности увеличить мощности ограничены «с точки зрения подходов и пропускной способности акватории».
В настоящее время в Тамани зерно идет на экспорт через зерновой терминальный комплекс, мощность которого составляет всего 4 млн тонн в год.
По информации руководителя аналитического центра «Русагротранс» Игоря Павенского, в экспортном сезоне 2018/19 года (закончился 30 июня) через этот терминал было перевалено 2,8 млн т зерна — это 7% всего российского экспорта зерна (42,2 млн т).
ВТБ и объединение зерновых кластеровКак РБК Краснодар сообщал ранее, в августе 2019 года президент банка ВТБ Андрей Костин попросил президента России Владимира Путина помочь в создании Объединенного зернового холдинга.
В частности, речь шла о возможном объединении зерновых портовых кластеров в Новороссийске и Тамани.
Как отмечалось в письме Костина, новый национальный лидер зернового рынка должен консолидировать активы, связанные с экспортом и хранением зерна, а также «взять на себя функции ведущего трейдера российской пшеницы».
ВТБ уже контролирует около четверти зерновых перевалочных мощностей (в т.ч. половину — в глубоководных портах) и около 80% парка вагонов-зерновозов, рассказывал директор «Совэкона» Андрей Сизов.
Если будут объединены мощности по перевалке зерна в Новороссийске и Тамани, то структура ВТБ сможет контролировать до 70% мощностей Черноморского региона — главного экспортного хаба для российского зерна, подсчитывал гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько.
По данным ВТБ, в настоящее время определяющую роль в стратегическом для России экспорте зерна играют международные компании, которые контролируют 25% мощностей по перевалке зерна в портах и 50% продаж российской пшеницы на мировых рынках «не всегда на оптимальных для России условиях».
Предполагается, что создание ОЗХ снизит роль иностранных трейдеров, даст государству больший контроль над экспортом и обеспечит более выгодное для отечественных производителей ценообразование.
"ормирование Объединенного зернового холдинга ВТБ предлагает провести на базе т.н.
Новороссийского кластера по перевозке и перевалке зерновых, который контролируется банком.
Больше зернаРанее ВТБ приобрел 33,7% в Новороссийском комбинате хлебопродуктов, одном из крупнейших в РФ зерновых терминалов, и 50% минус 1 акция в Объединенной зерновой компании, которой принадлежит контрольный пакет НКХП. Кроме того, в 2019 году банк купил Новороссийский зерновой терминал у ПАО «НМТП» и 70% зернотрейдера «Мирогрупп ресурсы» у сына вице-губернатора Кубани Андрея Долуды.
Также ВТБ принадлежат 50% плюс 1 акция железнодорожного оператора «Рустранском»Для того, чтобы на рынке зерна через два-три года полноценно заработал новый холдинг, Костин озвучил в письме президенту несколько просьб.
В частности, он просит Путина поручить правительству рассмотреть вопрос об объединении зерновых портовых кластеров в Новороссийске и Тамани.
В настоящее время 50% зернового терминального комплекса «Тамань» принадлежит украинскому агрохолдингу Kernel находящемуся под российскими санкциями.
ВТБ предварительно согласовал условия выкупа пакета Kernel, но для завершения сделки нужно разрешение правительства.
Мощности зернового терминала в Тамани позволяют переваливать до 3,5 млн т зерна в год.
Для сравнения: крупнейшие зерновые терминалы — Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП) и Новороссийский зерновой терминал (НЗТ) — переваливают на экспорт около 6 млн тонн зерна в год каждый.
В сезоне 2017/18 из Тамани было отгружено всего 3,94 млн тонн зерна — около 7,5% от всего направленного Россией на экспорт объема (52,71 млн тонн).
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка