Минсельхоз разработал и внес на обсуждение в правительство проект программы по вовлечению в оборот неиспользуемых земель.
До 2030 года планируется вернуть в обработку 12 млн га.
Эксперты оценивают заявленные государством планы скептично, прогнозируя экономические и экологические риски.
Сельхозпредпиятия видят в этом возможность нарастить посевы с меньшими затратамиShutterstockОбщую площадь неиспользуемых земель пригодных для аграрного производства в России Минсельхоз оценивает в 44 млн га, половина из которых пашня.
По мнению управляющего директора BEFL Владислава Новоселова, вопрос об объеме незадействованных сельхозугодий является неоднозначным, так как единый реестр таких площадей отсутствует, а данные официальных источников сильно разнятся.
По данным аграрной переписи 2016 года в стране не возделываются 97,2 млн га. «Полных публичных данных о неиспользуемой земле нет, — констатирует эксперт. — Росреестр, к примеру, приводит в национальном докладе о состоянии и обработке земель России на начало прошлого года только информацию о залежи, и это около 4,4 млн га — что все-таки очень небольшой процент всех неиспользуемых сельхозугодий».
Где и сколько пустует земельНаибольшая доля залежи приходится на Забайкальский, Алтайский края, Курганскую, Тюменскую, Амурскую области и другие регионы.
По данным аграрного комитета Госдумы, больше всего неиспользуемой земли (до половины площади пашни) сосредоточено в Центральной России: Смоленской, Тверской, Вологодской, Ярославской, Кировской областях.
Существенная доля площадей не задействована в агропроизводстве в Саратовской области.
Зато в Курской, Липецкой областях, Краснодарском крае, некоторых других южных регионах, а также в Татарстане залежные земли практически отсутствуют.
Снижение посевов в России началось после 1976 года, когда была зафиксирована наибольшая площадь, используемая под выращивание агрокультур, напоминает старший руководитель проектов, направление «Оценка и финансовый консалтинг» группы компаний SRG Татьяна Козлова.
Это было связано как со спросом и возможностями реализации, так и с агрономическими факторами — увеличением площадей под парами.
К 1989 году на территории страны под пашни отводилось 132 млн га, где около 90% (119 млн га) были посевными и 10% — под парами.
В 1995—2005 годах все регионы теряли площади. «Неразумная приватизация сельхозземель, банкротство колхозов и совхозов привели к тому, что огромные массивы остались бесхозными, — рассказывает эксперт. — Возникало много правовых коллизий, которые не позволяли вовлечь их в оборот».
В результате к 2020-му общероссийская посевная площадь составила меньше 80 млн га.
По оценке Козловой, наибольшее снижение сельхозземель, задействованных в производстве, отмечено в Смоленской, Тульской, Пензенской, Рязанской областях — там площадь посевов сократилась вдвое (по отношению к показателю 1990 года).
Причем в Смоленской области уменьшение произошло с 1,4 млн га до 0,4 млн га.
До 50% земель не засеваются в Кировской, Тверской, Иркутской областях, Пермском крае.
Наименьшее снижение наблюдается в Краснодарском крае, Татарстане, Белгородской и Воронежской областях, Алтайском крае.
В целом на 40 регионов, которые в 1990 году обеспечивали 87% посевных площадей, сейчас приходится 90%.
А на 10 крупнейших областей с наибольшими площадями (от 3 млн га) приходится почти половина всех посевов — 46% территории.
Практически полностью прекращена обработка земли по сравнению с прошлыми годами в Бурятии, Тыве, Магаданской области, Забайкальском крае (снижение обрабатываемых земель там составило более 80%), отмечает эксперт.
С конца 1980-х из оборота выбыло до 30 млн га, знает гендиректор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов.
В основном сокращались посевы в центральной части России, значительный объем приходится на Поволжье, Сибирь, "рал.
Хотя в Центральном Черноземье площади сохранились на уровне 20-30-летней давности, указывает он.
Причин, по которым земли выпали из оборота, по мнению эксперта, несколько. «В советское время не думали об экономике, а только о выполнении плановых показателей по подъему целины и производству.
Потом началась адаптация к рыночным реалиям с учетом климатических условий в регионах.
Там, где это было невыгодно, просто перестали сеять, — поясняет эксперт. — Вторым фактором стало сильное сокращение площадей под кормовыми культурами и пастбищами — сказывалась адаптация в связи с трансформацией российского животноводства».
И третья причина, которая часто недооценивается экспертами, заключается в том, что Россия движется в общем тренде с другими странами мира: тенденция уменьшения посевов отмечается и в США, и в Европе.
Это обусловлено процессом урбанизации, снижением численности населения в развитых странах, ростом стоимости труда на селе и, как следствие, продолжающейся концентрацией производства исключительно на рентабельных землях. «Там, где труд дорогой, нельзя позволить себе малорентабельное производство», — отмечает Сизов.
По данным Росстата, за 30 лет посевы снизились на 38 млн га, рассказывает управляющий директор ассоциации «Афанасий Никитин» Игорь Гоц.
Можно предположить, что выбытие коснулось также и других видов сельскохозяйственных угодий — пастбищ, многолетних насаждений и прочих. «Но точной цифры, наверное, не знает никто, — вторит он Новоселову. — Требуется полная инвентаризация всех земель аграрного назначения и всех сельхозугодий в составе земель других категорий.
Очень правильно, что эта задача определена в качестве первоочередной в проекте госпрограммы».
Среди причин сокращения посевных площадей эксперт выделяет резкое изменение структуры спроса на продукцию растениеводства с начала 1990-х.
Снижение поголовья КРС и нормативов конверсии в птицеводстве и свиноводстве привели к значительному сжатию внутреннего рынка кормовых культур.
Вследствие этого площади под кормовыми травами и кукурузой на корм в период с 1990-го по 2020-й уменьшились на 26 млн га, а посевы преимущественно кормовых зерновых — ячменя и овса — на 13,5 млн га.
Это сокращение было лишь отчасти компенсировано ростом площадей технических культур, прежде всего масличных (плюс 9,5 млн га за данный период).
К середине 2000-х внутренний рынок продукции растениеводства оказался полностью насыщен за счет земель, оставшихся в обороте, добавляет Гоц.
Еще один фактор — ограниченные возможности экспорта сельхозпродукции из-за недостаточного развития транспортно-логистической инфраструктуры и высокой степени ее монополизации.
Это особенно характерно для регионов Поволжья, "рала и Западной Сибири.
Также, по мнению эксперта, на выпадение земель из оборота повлияла нехватка основного и оборотного капитала у основной массы сельхозпроизводителей.«Понятие „неиспользуемые земли” сбивает с толку, — комментирует директор по аграрной политике Института аграрных исследований Евгения Серова. — Кажется, что речь идет о хороших площадях, которые просто выбросили из оборота.
Но я допускаю, что могут быть некоторые причины, по которым участки перестают использоваться, и главная из них заключается в недостаточной маржинальности обработки этих земель, низкой продуктивности, что делает ее при нынешних ценах на продукцию неэффективным ресурсом».
В таких условиях ставить цель ввести определенное количество земель в оборот со стороны государства, по мнению эксперта, выглядит странным.
Если это не нужно самим сельхозпроизводителям, непонятно, как данную цель выполнять, задается вопросом она.
Возможно, за этим стоят просто чьи-то коммерческие интересы, например крупных холдингов.
Прежде они аккумулировали землю арендой и скупкой паев, но такой ресурс закончился, а свободные земли залесены, и для введения их в оборот нужны деньги. «Возможно, крупный бизнес рассчитывает расширять свой земельный банк за государственный счет», — предполагает Серова.
Кому выгодна госпрограммаПроект госпрограммы предполагает объем финансирования 1,41 трлн руб., из них около 887,9 млрд руб. из федерального бюджета.
В 2021 году на программу должно быть направлено 171,1 млрд руб., включая 100,6 млрд руб. из федерального бюджета.
Пока же господдержки на введение неиспользуемых земель в оборот на федеральном уровне нет.
Но такое финансирование предусмотрено в некоторых регионах, например в Ярославской, Ивановской, Челябинской, Кемеровской, Курганской областях, а также в Забайкальском крае. «Если государство обеспокоено состоянием земельных ресурсов в конкретных регионах и экономическими результатами, было бы целесообразно ввести субсидии на ввод земель в оборот, но не устанавливать целевые показатели в виде разработанных площадей, — считает Серова. — В любом случае может получиться несуразица в экономическом плане: кому-то помогли ввести землю в оборот, а кто-то будет разоряться из-за того, что появится больше сельхозпродукции и цены на нее снизятся, и земли вновь будут забрасываться».
Козлова не считает заявленные Минсельхозом 12 млн га чем-то из ряда вон выходящим.
На самом деле это всего лишь попытка вернуть бывшие в обороте площади, полагает она.
Другой вопрос, что сбор и систематизация данных для 12 млн га также занимает достаточно длительное время, и есть вероятность, что очередной план вовлечь их в оборот до 2030 года станет маловероятным.
Эксперт согласна с тем, что крупные холдинги заинтересованы в приобретении либо аренде больших массивов земель, «особенно в черноземной зоне, для вовлечения их в производственный процесс».
И уточняет, что на увеличение посевов влияет прежде всего спрос на сельхозпродукцию на внутреннем и внешнем рынках.
В Ю"О за счет вовлечения в оборот земель Ростовской и Волгоградской областей, по оценке Козловой, можно задействовать дополнительно порядка 1,5 млн га, в Ц"О Смоленская, Тверская и Рязанская области могут дать прирост около 2 млн га, всего же в центре страны потенциально возможно изыскать порядка 4 млн га, и еще до 1 млн га — разработать в Алтайском крае. «Однако за прошедшие 25 лет неиспользуемые земли во многом потеряли свои плодородные качества, — отмечает эксперт. — Кроме того, добавляются еще и правовые вопросы.
Например, непродуманная приватизация и выведение в составе массивов паев без их выделения в натуре привели к массовым наследственным коллизиям, около 25 млн га возделывались вообще без оформления/аренды, без госрегистрации».
\"читывая это, решение проблем с такими землями государство должно вз
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка