По итогам 2022 года вывоз мясной продукции увеличился оценочно на 5-8%.
Небольшой спад отгрузок отмечался только по свинине.
Мясо птицы, говядина и баранина поставлялись за рубеж активнее, чем годом ранее.
Импорт при этом постепенно снижается и уже практически не оказывает никакого влияния на внутрнний рынок.
В перспективе эксперты прогнозируют расширение географии экспорта мяса из России, несмотря на все политические перипетии и изменение ценовой конъюнктуры в странах-импортерах«Мираторг»Согласно предварительной оценке Института конъюнктуры аграрного рынка, вывоз российского мяса в 2022 году увеличился на 7-8% по сравнению с показателем 2021-го.
Наибольшая доля экспорта приходится на мясо птицы (более 60% в общем объеме отгрузок), уточняет эксперт рынка мяса ИКАР Анна Кудрякова.
Поставки этой категории выросли за год на 25% (с учетом вывоза в страны Таможенного союза). «По говядине прибавка составила около 20%, а баранина, хотя все еще и занимает в общем экспорте минимальную долю, также демонстрирует увеличение, — рассказывает она. — И только по свинине зафиксировано незначительное снижение объемов поставок».
За весь ушедший год мяса и субпродуктов было вывезено около 545-560 тыс. т, что примерно на 5% больше, чем годом ранее (в 2021-м — 532 тыс. т), делится оценкой руководитель направления «Животноводство» "ГБ" «Центр Агроаналитики» Владимир Кравченко.
При этом в стоимостном выражении прибавка будет гораздо более значительной, добавляет он.
Лидирующую позицию в структуре экспорта в ушедшем году по-прежнему занимало мясо птицы, на него в суммарном объеме придется около 63%. «Помимо бройлера, наряду с увеличением внутреннего производства расширяется вывоз индейки, — отмечает эксперт. — В 2022 году он превысит 30 тыс. т, что на 10 тыс. т больше, чем в 2021-м.
Мясной экспорт в 2022 году показывал положительную динамику, комментирует глава Национальной мясной ассоциации (НМА) Евгений Юшин.
Если к концу октября 2021-го мяса и мясопродуктов было вывезено 464 тыс. т, то за тот же период в завершившемся году — уже 540 тыс. т.
За 12 месяцев объем внешних поставок приблизится к 650 тыс. т, несмотря на некоторое сокращение темпов отгрузок в последние месяцы, говорил эксперт в середине декабря. «И это не предел — Россия явно может экспортировать больше», — уверен он.
Оценка информационно-аналитического агентства «ИМИТ» гораздо скромнее — 510-530 тыс. т, что или равно объему 2021-го, или немного (на 3%) меньше.
Хороший прирост (9-10%) покажет говядина, ее вывоз за весь 2022-й будет около 40-45 тыс. т.
Поставки мяса птицы увеличатся на 10-20%, до 320-340 тыс. т.
А вот по свинине — значительная просадка (до 20%), ее отгрузки за год составят 150-155 тыс. т, приводила в начале декабря цифры гендиректор ИИА Любовь Савкина.
Сильный рубль и санкцииКлючевыми факторами, оказавшими влияние на внешнеторговую сферу российского рынка мяса в 2022 году стали санкции и ограничение объемов прямого импорта и экспорта, считает партнер компании «НЭО Центр» Альбина Корягина.
Специфика экспорта мяса в ушедшем году — относительно высокий курс рубля, ограничивший развитие поставок мяса за рубеж, дополняет исполнительный директор компании «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев.
Курс рубля существенно влияет на возможность конкурировать на мировом рынке, соглашается Юшин. «Плюс некоторые крупнейшие мировые покупатели мяса развивают собственное производство (Китай, Вьетнам, в частности), и не стоит думать, что эти страны в любой момент готовы поглотить большие объемы экспорта из России», — подмечает эксперт.
Вопросы есть и относительно направлений поставок, акцентирует внимание он.
Почти 80% охлажденной свинины отправляется в Саудовскую Аравию, более 50% птицы уходит в Китай, туда же поставляется и большая часть замороженной говядины. «Это хорошие результаты, однако такая концентрация отгрузок в одном направлении чревата определенными рисками, необходима диверсификация», — советует Юшин.
Коммерческая деятельность характеризуется повторяемостью и прогнозируемостью, напоминает Корнеев.
Российские же экспортеры осуществляют пока скорее разовые, пробные поставки на зарубежные рынки. «Объемы не сравнимы с аналогичными у конкурентов, уровень присутствия и узнаваемости в странах-импортерах низкий, — обрисовывает ситуацию эксперт. — Действительно, растет вывоз в Саудовскую Аравию, КНР, однако Россия все еще находится в самом начале пути, и пока что завоевывать место на полках и улучшать оборачиваемость продукции приходится за счет серьезного дисконтирования».
В результате влияния санкционных ограничений, а также укрепления рубля российские экспортеры мяса потеряли ценовую конкурентоспособность на внешнем рынке, высказывается Корягина. «Сейчас популярность нашего мяса за рубежом могут повысить поставки его по выгодным ценам, например при применении дисконтов по аналогии с российскими углеводородами, когда природный газ и нефть из России продаются со скидкой в 50%, — говорит эксперт. — Но это, конечно, предполагает увеличение объемов государственной поддержки».
Средневзвешенная экспортная цена российского мяса и субпродуктов за первые девять месяцев 2022 года составляла порядка 170 руб./кг, а в ноябре выросла до 190 руб./кг, приводит цифры Владимир Кравченко.
Такие ценовые уровни по-прежнему выгодны отечественным производителям, утверждает он. «Если сравнивать стоимость нашей и иностранной продукции на экспортных рынках в долларах, то США поставляют мясо птицы в Китай в среднем по $2,9/кг, Россия — по $2,5-2,6/кг, при этом российская цена сопоставима с бразильской (главный поставщик мяса птицы не только в КНР, но и в другие страны мира)», — отмечает эксперт.
Саудовская Аравия в 2021 году импортировала мясо птицы из России по средневзвешенной цене $2,8/кг, а в завершившемся — уже по $3,6/кг, в том числе благодаря росту поставок индейки, стоимость которой превышает $5/кг.
Птица расширяет ареал продажДинамика внешнеторговых операций для производителей птицы в 2022 году характеризовалась ростом экспорта и снижением импорта.
Основным направлением вывоза, как и в прошлом году, остается Китай, информирует гендиректор Национального союза птицеводов (НСП) Сергей Лахтюхов.
Драйверами роста в ушедшем году стали страны ЕАЭС и Персидского залива.
Также наращиваются поставки в Африку. «В 2023 году мы ожидаем продолжения роста объемов экспорта, особенно в регионы MENA и Центральной Африки», — делится эксперт.
Наравне с увеличением объемов отгрузок развиваются новые и более рентабельные рынки для вывоза мяса птицы — особенно в сторону Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, комментирует президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев. «Этот успех объясняется не только интенсивной работой производителей, но и во многом — настойчивой деятельностью Россельхознадзора по открытию новых и поддержанию уже существующих направлений для экспорта отечественной птицы», — отмечает он.
В завершившемся году первая партия индейки из России уехала в Анголу, знает Юшин. «Наши предприятия начали поставки в южное полушарие, а это говорит о многом», — подчеркивает он.
А запуск завода по глубокой переработке мяса от «Дамате» в Пензенской области и его сертификация по системе халяль позволили начать более активные поставки индейки в страны Персидского залива, причем не только мяса, но и готовой продукции, добавляет директор Национальной ассоциации производителей индейки Анатолий Вельматов.
В целом вывоз мяса птицы прибавил за 2022 год чуть менее 30%, при этом страны Таможенного союза дали прирост более чем в 50%, обращает внимание Кудрякова.
Серьезные объемы закупает Китай (четвертую часть всего российского экспорта этого вида продукции), но по данному направлению наблюдается умеренное увеличение поставок.
А вот Саудовская Аравия и ОАЭ продемонстрировали колоссальный рост — в два и в три раза соответственно.
Из стран ТС самые весомые отгрузки — в Казахстан, который по закупкам птицы прибавил за год около 60%. «Вдвое расширились поставки в Армению, на пятую часть — в Киргизию, и втрое больший объем в 2022 году уехал в Беларусь», — перечисляет эксперт.
Всего же Россия экспортировала мясо птицы примерно в 60 стран, что больше, чем в 2021-м (тогда было 54 страны-импортера).
Экспорт — одно из наиболее перспективных направлений дальнейшего роста группы «Черкизово».
Компания уже отправляет свою продукцию более чем в 20 стран мира.
И ежегодно объемы отгрузок за рубеж растут.
Доля вывоза в выручке холдинга приблизилась к 10%, а еще пять лет назад она была всего 3%, информирует представитель компании. «Приоритетом для нас является увеличение в структуре экспорта продукции глубокой переработки, имеющей высокую добавленную стоимость», — делится он.
По итогам 2022 года «Черкизово» получила двузначный рост экспортных продаж как в натуральном, так и в денежном выражении.
Такой результат объясняется не только расширением географии поставок, но также развитием ассортиментной линейки для других стран.
Так, до конца года компания начнет поставлять халяльное мясо птицы под брендами Dajajti (курица) и «Краснобор» (индейка) для розничных сетей Саудовской Аравии.
Ранее в эту страну группа вывозила только товары для b2b-клиентов: мясоперерабатывающих предприятий, ресторанных сетей.
А вот «Агросиле» (Татарстан) не удалось нарастить объемы поставок мяса птицы за рубеж.
На результат повлияли наложенные Китаем на регион ограничения в связи с возникавшими здесь ранее вспышками высокопатогенного гриппа птиц. «Сейчас идет работа над устранением этих препятствий», — сообщает гендиректор агрохолдинга Светлана Барсукова.
Говядина и баранина поддерживают тренд ростаПродолжили наращивать объемы поставок за рубеж производители мяса КРС и баранины.
Однако в отрасли мясного скотоводства специализированную говядину с возможностью экспорта выпускают всего две крупные компании — «Мираторг» и «Заречное», обращает внимание гендиректор Национального союза производителей говядины Роман Костюк. «Возможности широкого производства этого вида мяса резко ограничены самим мизерным масштабом данной отрасли и неравномерным распределением маточного поголовья КРС специализированных пород по стране, что серьезно затрудняет логистику поставок крупных партий скота на откорм или забой», — поясняет он.
Рост экспорта в страны ТС по итогам 2022 года оценивается в 15% — в основном за счет Казахстана и Беларуси, уточняет Анна
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и политикой конфиденциальности.